В тот день все было против меня. С самого утра погода, и без этого за две недели порадовав всего двумя солнечными днями, окончательно решила дать о себе знать.

Замок Отелло в Фамагусте и барельеф венецианского льва над входом
Над всем Кипром повисли низкие свинцовые тучи, дул ледяной ветер, а когда я припарковался недалеко от крепостных венецианских стен Фамагусты, второго по численности населения и значимости городу Северного Кипра после Никосии (Кирения третья, а больше городов в нашем с вами понимании там нет), дождь и ветер еще усилились. Я сначала не обратил на дождь внимания, и в итоге непогоду первым ощутил фотоаппарат, быстро промокнув и отказавшись функционировать в таких условиях. Потом, правда, подсох в рюкзаке и все встало на свои места, но половина фоток из Фамагусты у меня с телефона.
Фамагуста - довольно таки большой по кипрским масштабам город с богатой историей. Как и Никосия, он обнесен крепостными бастионами, все интересное находится внутри, в старом городе Фамагусты. Как и в Никосии, в Фамагусте есть готические соборы, перестроенные в мечети. Впрочем, на этом сходство с кипрской столицей заканчивается. В отличие от сложной, неоднозначной Никосии, центр Фамагусты - пустой, чуть ли не заброшенный. А его достопримечательности кажутся точечными объектами посреди какого-то недоразумения.
Так сказывается близость к нейтральной зоне? Вполне хорошо себя чувствующая Кирения, столичная Никосия и вот такая Фамагуста, после прогулки по которой рассказы людей, никогда, правда, сами в тех местах не бывавших, про города-призраки на территории турецкой республики. Мне один коллега рассказывал, как из наблюдательного пункта на греческой стороне острова ему давали посмотреть на Фамагусту в подзорную трубу, это у греков развлечение такое.
Под дождем я пробрался к мечети Синан Паша (в девичестве - кафедральный собор Святых Петра и Павла). Сейчас внутри абсолютно пусто, но здание недавно отреставрировано на американские деньги, как утверждает табличка, внутри сидит в Фейсбуке турчанка-охранница. Правда, вход бесплатный. С замком Отелло похожая ситуация, с той разницей, что за вход придется заплатить космические по масштабу Северного Кипра 12 лир (160 руб). Внутри можно полюбоваться на барельеф венецианского льва над входом (похожие установлены и около крепостных стен, выходящих к морю), и одним отреставрированным помещением, таким же большим, как и холодным, в котором рассказывается о том, как это помещение реставрировали тоже на американские деньги.
Самое интересное в замке - история его названия (“Замок Отелло”). Говорят, именно там жил реальный прототип шекспировской трагедии, мавр, добившийся успехов на военной службе Венецианской республике. Так что, может, в одной из комнат именно этого замка мавр Отелло не то задушил, не то заколол Дездемону. А также именно Фамагуста оказала наибольшее сопротивление турецким завоевателям. У Лоуренса Даррелла в Горьких лимонах про этот эпизод истории есть отличный абзац:
“...Затем мысли мои обратились к не менее печальному образу из прошлого — к содранной и набитой соломой коже великого воина Брагадино, которая лежит себе и тлеет в какой-нибудь забытой нише собора Giovanni е Paolo. Его оборона Фамагусты от войск турецкого военачальника Мустафы сопоставима с величайшими образцами полководческого искусства за всю историю Европы. Когда в конце концов ничтожно малые силы осажденных были вынуждены пойти на переговоры, они согласились сдать крепость на том условии, что им дадут возможность свободно добраться до Крита. Мустафа не сдержал данного обещания, и как только Брагадино оказался у него в руках, он обрушил на него и на его офицеров всю свою долго сдерживаемую ярость — ярость религиозного фанатика. Брагадино отрезали нос и уши и содрали с него кожу, затем его поместили в плетеную люльку, положив в ногах корону, и подтянули на галерную рею, «подвесив как аиста», чтобы всем его было видно. И в конце концов приволокли на главную площадь и пытали там «под барабанный бой». Но «святая его душа вынесла все это с величайшей твердостью, терпением и верой… и когда сталь коснулась его пупка, душа его воспарила к Создателю, воистину счастливая и благословенная. Кожу его набили соломой и носили по городу: потом подвесили на рее галиота и провезли вдоль сирийского побережья, под всеобщее ликованье»….”
Вот такая литературная Фамагуста.

Утро в нашей деревне

И Фамагуста

Венецианские бастионы, ограждающие старый город





Улицы старого города Фамагусты


мечеть Синан Паша / экс-собор Св. Петра и Павла

Турецкие захоронения рядом



Внутри








Прибрежные бастионы

На память от Венеции

Руины очередной церкви


Замок Отелло











Отреставрированный большой зал и экспозиция о реставрации





Фамагуста с высоты крепости Отелло


Сразу за крепостной стеной начинаются современные портовые постройки




Оригинал взят у